Еще утром главный судья соревнований предупреждал участников регаты о том, что ветра на дистанции будет много: «Готовьтесь, сегодня будет дуть!». И не ошибся в прогнозе. Ветра хватило на всех и на все гонки, а в третьей пришел хороший шквал, который буквально положил добрую половину флота парусами на воду. Бурное начало регаты, бодрое!
Однако рассказывая обо всем по порядку, начать стоит с того, что ровно в полдень был дан старт тренировочной гонки. Первое место в ней заняла одна из двух команд РЖД – та, что вышла на дистанцию под управлением Семена Крылова. И здесь можно было бы вспомнить старинную примету яхтсменов, согласно которой победитель «прикидки» основную регату не выигрывает, но… Забегая вперед, мы должны констатировать замечательный факт: по итогам гоночного дня РЖД довольно уверенно идет на первом месте!
На дверях павильона парусного клуба ZIGZAG, в котором разместился лагерь регаты, сегодня впору было вешать табличку «Оргкомитет закрыт, все ушли в гонку». Конечно, Кубок Усть-Луги и раньше славился тем, что все его руководители в той или иной степени были вовлечены в гоночную жизнь своих команд. Но в этом году и в нынешнем мини-формате эта характерная особенность приобрела завершенные черты. Виктория Федорова, Александр Алиев и Сергей Брюзга выступают в качестве полноценных гонщиков, причем Сергей – вполне успешно рулит на одной из лодок компании ГТ Морстрой и, кстати, завершает первый день соревнований на пятом месте. Эх, не хватает на шкотах только Олега Валинского!
А в первой зачетной гонке удача и успех снова оказались на стороне железнодорожников – Семен Крылов и на этот раз опередил всех на финише. Причем яхтсмены РЖД шли первыми на протяжении всей дистанции, не проиграв соперникам ни одного знака. Конкуренцию им на разных отрезках пути составляли гонщики из Трансмашхолдинга (рулевые команд Андрей Никандров и Валентин Уваркин), а также БМБА с Даниилом Косачёвым на руле. Пятой, вслед за названными командами, привел к финишу яхту Компании Усть-Луга Артем Басалкин.
Уже перед второй гонкой его экипаж остался вчетвером – лодку вынужденно покинул один из спортсменов. Однако непредвиденная потеря, казалось, лишь подхлестнула команду, и уже к концу второй лавировки яхтсмены из Компании Усть-Луги шли первыми. В спину им дышали железнодорожники, а дальше… Дальше, с заметным отставанием от лидеров следовали команды ТМХ, ЛокоТех, ТрансСервисГрупп, ГТ Морстрой и другие участники соревнований. Финишировали в той же последовательности: Компания Усть-Луга, РЖД, ТМХ (причем, обе команды).
К третьей гонке ветер еще более окреп, но команды, к тому моменту уже обозначившие свое лидерство, вновь уверенно и в числе первых преодолевали дистанцию. С той лишь разницей, что в их борьбу на этот раз вмешались гонщики из Росморпорта (рулевой Кирилл Силаев). Они первыми обогнули верхний знак, хорошо прошли фордевинд, отборовшись с Усть-Лугой и РЖД, после чего вновь были первыми на лавировке. К слову, полный курс запомнился налетевшим на гоночный флот шквалом, спутавшим карты многим командам. Не все оказались в состоянии справиться с внезапным порывом и были вынуждены подбирать упущенные за борт геннакеры. Загляните в нашу галерею – там этот момент красочно преподнесен фотографом Михаилом Киреевым.
:
Возвращаясь к самой гонке, отметим, что в итоге финишировали все – свой первый и такой непростой гоночный день команды закончили без существенных потерь и повреждений матчасти. Компания Усть-Луга пришла первой, Росморпорт – вторым, железнодорожники Семена Крылова – третьими. А вот на четвертом месте на этот раз оказалась еще одна команда РЖД – экипаж рулевого Дмитрия Никуличева. Что ж, отрадно видеть, что «вечный» спор за лидерство, который ведут в Кубке Усть-Луги яхты «Корюшка» и «Локо» имеет свое продолжение и в нынешней регате. Пусть и в мини-формате.
Команды возвращались на берег, как это принято говорить, усталые, но довольные. Свою порцию острых ощущений от яхтинга сегодня, вне всякого сомнения, получил каждый участник гонок. Вечером состоялась традиционная вечеринка Get Together Party, но о ней мы расскажем уже в другой раз.
Артем Басалкин, рулевой команды Компания Усть-Луга:
- Сегодня мы вышли на воду довольно поздно. Зная прогноз погоды, понимали, что лучше сэкономить силы: ожидался дождь и усиление ветра. Поэтому в тренировочной гонке спокойно шли в середине.
Перед стартом первой зачетной гонки у нас возникла техническая проблема с гротом. Долго ее решали и опоздали на старт секунд на тридцать. Догоняли флот и в итоге на финиш пришли пятыми или шестыми. Это при том, что шли с неисправным гротом. Но после первой гонки проблему все же устранили, попросив судей дать на это время. Минута три-четыре. Когда такие проблемы возникают не по вине команды, а, например, на арендных лодках, судьи обычно идут навстречу.
- Две оставшиеся гонки вы выиграли…
- Да. Правда во второй гонке уже я сам немного замешкался и снова опоздал на старт. Секунд на пять. Ушли на дистанцию со второго ряда. Догонять лидеров было сложно. Первый знак обогнули седьмыми, а после полного курса на воротах были уже вторыми. Затем на лавировке сделали выгодный галс в правую сторону и на марку вышли первыми.
В заключительной гонке стартанули неплохо. Чуть-чуть, буквально корпус или два на галсе проиграли лидерам. Полный курс прошли хорошо. Огибались, идя вплотную за двумя лодками. А финишировали первыми даже с запасом.
- Сегодня уже можно говорить, что вы ставите перед собой задачу выиграть регату?
- Я такие формулировки не люблю. Каждая гонка проходит с чистого листа. Я просто гоняюсь…
- Как Портос в «Трех мушкетёрах»: «Я дерусь потому… что я дерусь!»
- …потому, что необходимость обязательно выигрывать сковывает. Надо идти «по факту». Сегодня мы были сильнее. Завтра изменится погода, и может всё поменяться. Любая команда может использовать свой шанс.
Валентин Уваркин, рулевой команды ТрансМашХолдинг:
- Прежде всего отмечу, что дистанция сегодня была поставлена отлично: хорошая лавировка, полные курсы, всем хватало места на стартовой линии… Судьи постарались и за это им отдельное спасибо! Соперники тоже понравились. Многие команды вышли хорошо подготовленными, было видно, как слаженно экипажи выполняли маневры. Мы сами провели пару тренировок в Москве, но у нас ведь там ветра не бывает, ходили в закрене с подветренной стороны… Если здесь будет слабый ветер, может быть нам этот опыт поможет, но сегодня все для нас было словно заново, все сначала… Проявились какие-то нюансы, которые надо исправить, доработать, изменить… Надеемся, что получится удержаться в тройке и даже улучшить свой результат. Команды сильные, соперники интересные. Поборемся!
- Можно ли гонки на MX700 сравнить с гонками на яхтах SB20?
- В целом – да. Лодки похожие, но на «эм-икс» может располагаться больше людей, до пяти человек, и я считаю, что это плюс. «Эс-бэ», в общем-то, рассчитана на троих, вчетвером в ней уже тесно. Кроме того, она требует более точного управления, и, если допустить какую-то ошибку, очень легко уходит в брочинг – в этом смысле яхта MX700 более безопасная. Особенно это проявляется в сильный ветер, такой как сегодня: лодка в значительной степени упрощает работу экипажа и нивелирует небольшие оплошности.
- Какие цели команда ставит перед собой на этой регате?
- Конечно, нам хочется победить! Но я думаю, этого здесь хочет каждая команда, поэтому задача – совершить минимум собственных ошибок, технических и тактических. Это особенно важно, когда в соревнованиях участвуют в чем-то неопытные и не столь искушенные в гонках экипажи. В этом случае результат сильно зависит от количества ошибок, которые допускает каждая команда. Поэтому наша задача – стараться этих ошибок избежать.